Дацан – культурный и образовательный центр, буддийский монастырь, храмовый комплекс, куда входят и культовые постройки, и административные здания, и образовательные учреждения, и жилища монахов, и печатни с книгохранилищами.
Введение.
24 марта 2022 года в арт-пространстве Светланы Сургановой “ПушкинРядом” состоялась встреча с настоятелем Петербургского дацана Будой Бальжиевичем Бадмаевым.
Буддизм как философское учение о духовном пробуждении, буддизм как “оглушительная тишина”, понятие пустоты, медитация и размышления и, наконец, дацан как средоточие буддистов – обо всём этом шёл неспешный разговор в уютном зале у камина.
Беседа получилась очень интересной и вызвала живой отклик у многих слушателей и зрителей. Видеозапись этой беседы вы можете посмотреть на нашем youtube канале.
По следам этой встречи мы решили чуть подробнее остановиться на особенностях архитектуры дацана и попробовать разобраться как же он устроен.
Общие сведения.
Дацан – культурный и образовательный центр, буддийский монастырь, храмовый комплекс, куда входят и культовые постройки, и административные здания, и образовательные учреждения, и жилища монахов, и печатни с книгохранилищами.
Существует три основных стиля в архитектуре дацанов: тибетский, китайский и монгольский (в форме юрты). Так как российские буддисты придерживаются тибетской ветви буддизма, остановимся на тибетском стиле.
Архитектура дацана символизирует божественное тело Будды. По форме дацан представляет собой прямоугольное огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. Возводят дацаны, как правило, на некотором удалении от жилых построек и вблизи водоёмов. Так, дацан в Санкт-Петербурге был возведён на берегу Большой Невки, в районе Старая Деревня, на северной окраине города.
Интересно, что согласно канонам, место для строительства храма определяется не только с учётом природного рельефа и ландшафта, но и с учётом астрологических предсказаний. Окончательное место строительства определяют монахи (ламы).
После выбора места, его очерчивают, огораживают, зарывают в землю сосуд с драгоценностями и травами, а также записки с молитвами и заклинаниями. Только после этого начинается закладка фундамента.
В центре возводят Соборный храм или Цогчен-дуган, в котором ежедневно проводятся службы. Рядом с центральным храмом обычно возводят дуганы—сумэ, посвящённые отдельным буддийским божествам. Вокруг Цогчен-дугана могут располагаться другие культовые сооружения, реликварии или мемориалы.
Ближе к ограде располагаются жилища монахов, библиотеки и книгохранилища, печатни, хозяйственные постройки.
Храмы и жилища обычно обращены центральным фасадом на юг. Южные ворота – богдойн-халга — считаются главными, ими пользуются только в торжественных случаях.
Дорога от главных ворот до входа в храм называется “священный путь”.
Во дворе перед Соборным храмом находятся ступы – субурганы, символизирующие важные исторические события в жизни дацана.
Центральный храм дацана состоит из двух помещений: большого зала с колоннами и сиденьями для лам, и задней половины.
Перед северной алтарной стеной храма в центре устанавливается статуя Будды Шакьямуни, а по сторонам – статуи других божеств.
Дацаны в России.
Первые деревянные и каменные здания дацанов – дуганы— строились при участии русских каменщиков и плотников в традициях русского церковного зодчества. Здания были крестообразными по форме. Основной зал был квадратным. К нему с севера пристраивали алтарную часть, а с юга – вестибюль. Восточный и западный флигели использовали для вспомогательных целей. Главный, наиболее украшенный фасад здания – южный.
Над каждым обьёмом здания возводилась крыша. Вначале края крыш были прямыми, но, позднее, их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывала галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания была глухой, без окон.
С конца 19 века появляется новая форма дуганов. Здания строятся в виде ступеньчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, характерные черты — яркая полихромия, крыша китайского типа с загнутыми углами и богатое внутреннее декоративное убранство.
Дацан в Санкт-Петербурге.
Дацан в Санкт-Петербурге носит название “Дацан Гунзэчойнэй”. Слово “гунзэчойнэй” в переводе с тибетского означает “источник святого учения Всестрадающего”.
Первые буддисты на невских берегах появились в начале 18 века. Это были волжские калмыки . Как общность буддисты в Санкт-Петербурге известны только с конца 19 века. В 1869 году в городе проживал только один буддист (согласно переписи), в 1897 году – 75 буддистов, а в 1910 году уже 184 человека – буряты и калмыки.
Основан Петербургский дацан был в 1909 году. За девять лет до этого представитель Далай-ламы бурятский лама и учёный Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл в Старой Деревне участок для строительства храма. Курировали строительство видные российские востоковеды, среди них Э.Э.Ухтомский и Н.К.Рерих.
Проект храма, основанный на канонах тибетской архитектуры, был разработан архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским, автором многих известных зданий в Петербурге, например, Елисеевского магазина на Невском проспекте. Барановский переработал проект инженера, тогда ещё студента Института гражданских инженеров, Николая Матвеевича Березовского. Также в проектировании участвовал Р.Берзен. Деньги на строительство были выделены Агваном Доржиевым, ургинским Богдо-гэгэном VIII и верующими Бурятии и Калмыкии.
Строительство продолжалось семь лет. Статую Будды подарил король Сиама – Рама VI. Позднее статуя была разбита большевиками, искавшими внутри неё сокровища. Современная статуя была привезена из Монголии в 1990-х годах. Сделана она из папье-маше и покрыта сусальным золотом. Первая служба в дацане прошла в 1913 году. Освящён храм был 10 августа 1915 года.
Во время революции храм был разграблен, статуя Будды была разбита, исчезла библиотека, утерян архив. Предметы культа были переданы в Музей религии и атеизма. Трагически сложилась жизнь основателя и первого настоятеля А.Доржиева. В 1938 году, во время борьбы с японской диверсионной сетью на территории России, 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии и после допроса умер в тюремной больнице.
В годы Великой Отечественной войны в здании дацана находилась мощная радиостанция, глушившая радиосигналы.
В послевоенное время храм был отдан под лаборатории Зоологического института Академии Наук.
В 1987 году храм посетил Его Святейшество XIV Далай-лама, а 9 июля 1990 года он был передан обществу буддистов.
С 1997 года настоятелем храма является Буда Бальжиевич Бадмаев, выдающийся эмчи-лама (врач) тибетской медицины.
Архитектура и декоративное убранство храма. Здание дацана построено из колотого гранита. Стены трёхэтажного храма украшены красно-лиловым гранитом, окна обрамлены серым гранитом, антаблемент выполнен из ярко-красного кирпича. Башню, с которой соединено здание, украшает позолоченное навершие – “ганчжир”.
Колесо “дхармы” (вероучения) находится на самом верху здания между медных фигурок газелей (антилоп), символизирующих проповедь.
Флажки “лунг-та” разного цвета, причём каждый цвет имеет свой смысл. Лоскутки ткани, предварительно освящённые ламой, носят имя человека с текстом молитвы. Такими ленточками украшают деревья и кусты. При дуновении ветра раздаются звуки, считающиеся равноценными молитве.
Во дворе стоит курительница – “байпур”. Высота её 120 см, а вес 230 кг. Бронзовую чашу украшают буддийские символы – цветок мудрости лотос, фигура непобедимого снежного льва, мифическое существо с головой птицы – Гаруда, изображение священного Колеса Учения. По мнению буддистов ароматный дым благовоний очищает пространство и отпугивает злых духов.
Внутреннее помещение дацана расписывал буддийский монах О.Б.Будаев по эскизам Николая Рериха. Именно Рерих был автором эскизов, стилизованных под модерн цветных витражей светильников в главном зале.
В главном алтаре дацана можно увидеть скульптуру Будды, высотой 2,5 метра. Трон Будды сделан из нефрита, украшен фигурами мифологических существ.
Правила поведения в дацане.
Для прохода посетителей на территорию монастыря предусмотрена калитка, расположенная с левой стороны. Посторонним не разрешено пользоваться правой калиткой.
Осмотр территории храма надо проводить слева направо, согласно движению солнца. Это не просто обход, а ритуал очищения во время обхода по кругу.
Возле каждого буддийского храма можно увидеть хурдэ – молитвенные барабаны, на которые нанесены тексты молитв. Прокручивают их по часовой стрелке. Вращение барабана является для верующих обязательным и признаётся равноценным чтению молитв.
Посетителям другой веры разрешается присутствовать на утренних молебнах, обычно в 9 часов утра. Длится молебен полтора часа. Прихожане рассаживаются по низким лавочкам, стоящим вдоль стен. При посещении храма верующие часто приносят подношения богам, обычно молоко или сладости. Во время молитв нельзя скрещивать руки и ноги. В алтарный зал входят без обуви. Выйдя из храма, следует подойти к аршану – сосуду, наполненному святой водой. Правой рукой нужно зачерпнуть пригоршню воды и перелить её в левую руку. Затем нужно сделать три глотка и оставшейся водой намочить голову. Эти правила обязательны только для буддистов.
В наше время Петербургский дацан является духовным центром всех буддистов Северо-Запада России. Здесь проводят молитвенные собрания – хуралы, отмечают буддийские праздники, совершают обряды и ритуалы, занимаются врачеванием.
Каждую субботу в 17 часов все желающие могут прийти на бесплатную экскурсию по дацану.
Адрес: Санкт-Петербург, Приморский пр., 91. Ближайшее метро — “Старая деревня”
Сайт: dazan.spb.ru
Телефон: +7 (812) 679-91-08
При подготовке статьи использованы материалы – текст и фото — Википедии, сайта citywalls.ru, сайта dazan.spb.ru, книги А.И.Андреева “Санкт-Петербургский дацан (2012), книги Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей (2014), автореферат Е.В.Асалхановой “Дацан в Санкт-Петербурге” (2017), а также другие открытые источники в интернете.