Top.Mail.Ru
ПушкинРядом

«Лавр» Евгения Водолазкина. Ничто не может быть потеряно

Неисторический роман доктора филологических наук и специалиста по древнерусской литературе «Пушкинского дома» Евгения Водолазкина «Лавр» появился в 2012 году. Он вошел в десятку лучших книг о Боге по версии газеты Guardian, стал бестселлером и победителем премии «Большая книга». Роман удостоился двух театральных постановок: Санкт-Петербургского Театра «На Литейном» (режиссер Борис Павлович) и МХАТа им.Горького (режиссер Эдуард Бояков).

Именно эту книгу Светлана Сурганова советовала прочитать, используя режим самоизоляции, как «время, чтобы подумать о многих важных вещах».
Когда я пишу что-то как писатель, я забываю о том, что я филолог. Я пишу сердцем. Пишу абсолютно живой и открытой душой. Это может показаться странным: я даже иногда плачу, когда пишу. Мне так жалко моих героев. Они почти материализуются в моем сознании…

Евгений Водолазкин

Безусловно, «Лавр» требует глубокого сосредоточения и усиленной внутренней работы, чтобы понять его философию. Это – роман-диалог о Боге и человеческой природе, вере и знании, любви и времени. Это – вызов глубинному «Я» читателя – возможность увидеть свои теневые стороны и попытаться найти ответы на очень непростые вопросы. Читая некоторые строки романа, ловишь порой себя на мысли, что они чувствуются как откровение, которое не мог написать человек, что его рукой водил Некто свыше.

Лавр» — о том, что никогда ничто не может быть потеряно. И при том, что Бог Всеблагий, всегда есть надежда. О том, что любовь может быть вечной. Это словосочетание очень банальное — вечная любовь, но оно, на мой взгляд, абсолютно реально. Это не какая-то абстракция, не фигура поэтической речи, а реальная вещь. Вот это я пытался показать. Это призыв к тому, чтобы не слишком увлекались временем и не слишком ему доверяли. Потому что времени нет, и это одно из посланий романа.

Евгений Водолазкин
Время — одно из действующих лиц романа. Оно выступает в нем парадоксальным связующим звеном между событиями разных эпох, хотя власть его отрицается: повествование о Средневековье перемежается неожиданными вкраплениями из двадцатого века; в речи героев вплетается то церковнославянский язык — «Како Людие Мыслете. Рцы Слово Твердо», то современные выражения «автоматически», «твою дивизию» и даже некоторые бранные слова; а в средневековом лесу из-под растаявшего снега появляются пластиковые бутылки… Время то замирает вовсе, то движется по спирали, то становится действием в материальном мире.

Конечно, это роман не о Средневековье. И не средневековые люди там действуют. Это роман даже не о современнике. Он о «вневременнике». О человеке, который один и тот же, хорошо это или плохо, и в Средневековье, и сейчас, со своими проблемами, любовью, завистью, ненавистью.

Евгений Водолазкин

Предисловие романа называется словом с древнегреческими корнями Пролегомена, как будто готовящее к сложности и глубине произведения. А вот посвящение в романе краткое и русское – Татьяне.

Когда человеку дома комфортно, ему хорошо пишется… Татьяна — удивительный человек. Мы в будущем году, даст Бог, отпразднуем серебряную свадьбу. Она очень умный человек и очень добрый… Это сочетание ума и доброты позволяет очень хорошо сохранить атмосферу в доме.

Евгений Водолазкин

Роман состоит из четырех глав: Книга познания, Книга отречения, Книга пути, Книга покоя. Собственно, эти названия и отражают суть трансформации главного героя романа, который из мальчика, нареченного именем Арсений при рождении, пройдя череду смены имен — Рукинец – Врач – Устин – Амвросий, — превращается в святого старца Лавра.

Познание, как начало пути. И познание не только трав, рецептов, берестяных книг дедушки Христофора, дружбы с волком, но и познание любви, которое из-за эгоистического страха ее потерять становится разрушающим и приводит к невозможности спасти возлюбленную и ребенка. От этого останавливается время, и замирает жизнь, что сопровождается ужасающе подробными картинами внешнего проявления смерти.

«Я знаю, что ты мечтаешь о смерти… Но именно сейчас в твоей жизни открылся величайший смысл, какого не было прежде», — говорит Арсению старец.

Самая страшная потеря становится началом пути. «Верь мне, любовь моя, я не ищу смерти, сказал Арсений. Как раз напротив: моя жизнь — это наша с тобой надежда».

Отречение. Арсений, обладающий даром врачевания и травами, и наложением рук, и силою молитвы, отрекается от своего физического тела, от своей личности, чтобы молиться за Устину и дитя, которых он не смог спасти. Странствуя из деревни в деревню, из города в город, он лечит людей, помогает пережить великий мор – эпидемию чумы. Здесь темы веры в Бога, юродивых, отношений простых людей так тесно переплетены, что границы добра и зла размываются, а отрекаться приходится не только от комфорта, который ослабляет тело, но и от новой любви. «Во имя мертвых ты губишь живых», — говорит ему Ксения, спасенная им от чумы и полюбившая его. Но теперь уже Устин продолжает свой путь отречения. «В этом монастыре могла бы быть Устина. Полагаю, что она туда просто не дошла. Зато дошел ты. Молись – о ней и о себе. Будь ею и собой одновременно. Бесчинствуй. Быть благочестивым легко и приятно, так будь же ненавидим», — напутствует его юродивый Фома. Отречение как житие вне времени, когда все замирает перед следующим этапом.

Книга пути – это перемещение в пространстве, которое «обогащает опыт, спрессовывает время и делает его более емким». Дарит встречи с друзьями и недругами, с католиками и иноверцами, с красотой иных земель и самыми низкими пороками человеческой природы. В пути происходят споры об устройстве мира, ожидаемом конце света и спасение жизни Арсения католиком Амброджо, ставшему ему духовным братом.

Это путешествие к Гробу Господню в Иерусалиме – попытка получить ответы на мучившие вопросы. Главный из которых – вопрос веры и знания. Молитва о Знаках-подтверждениях, что весь его духовный путь ради спасения Устины не зря. Ведь на протяжении всего романа Арсений ведет диалог со своей возлюбленной, которую погубил, рассказывая ей обо всем, что с ним происходит, поверяя ей свои мысли и спрашивает, спрашивает, спрашивает… И ни разу она ему не отвечает. Хотя чудеса встречаются повсеместно: монастырский старец разговаривает с ним через километры расстояний, юродивые ходят по воде, во сне замерзающему Арсению является светлоокий юноша… И только от той, о которой все молитвы и чаяния, — молчание и безмолвие.

Покой наступает, когда больше нет ожидания ответов. Вроде все также маленький мальчик Арсений, сидящий вместе с волком у печи, видит в огне лицо старца Лавра, которого зовут на помощь больному… Или наоборот — это старец Лавр, греясь у огня, видит в его отражении мальчика Арсения… . Время сделало свой виток спирали и вернулось в исходную точку, но уже на другом уровне. И только теперь, спустя время, пройдя свой путь, и вобрав в себя силу всех, верящих в него, он смог принять жизнь и отпустить смерть.
Была какая-то удивительная радость, когда мне писали люди, которым «Лавр» помог выздороветь: просто люди из больницы мне писали, что они читали — и им это помогало. Присылали отклики духовные лица, в частности, позвонил один настоятель монастыря. И люди совершенно разных званий и положений… Выяснилось, что к этому тексту есть несколько кодов. Он может восприниматься как житие, как духовная история в простом понимании. Может восприниматься просто как приключенческий роман. А может восприниматься …. как авангардный роман, который произвел впечатление тем, как он сделан.

Евгений Водолазкин

В обзоре использованы отрывки из интервью Е.Водолазкина порталу Правмир и книги «Лавр».

Марина Борохова
Библиотека