В этом году Тотальный диктант отметил своё «совершеннолетие» — всемирная образовательная акция состоялась уже в восемнадцатый раз. Филологический факультет Герценовского университета — одна из старейших площадок в Петербурге, которая с радостью принимает у себя всех желающих проверить свою грамотность. Мы поговорили с опытным «диктатором», или «диктуном», как она сама себя в шутку называет, — со Светланой Сургановой, под диктовку которой Тотальный диктант на филфаке пишут уже в четвёртый раз. Светлана Яковлевна рассказала о своём отношении к песням и поэзии, к Пушкину и Розанову и, конечно, к Тотальному диктанту.
- Светлана Яковлевна, что движет Вами, когда Вы вновь и вновь приходите на филфак, чтобы прочитать диктант?
- Мне очень симпатичен сам факультет, мне симпатична филология и люди, которые занимаются литературой и языком. Я какой-то отдельной пиетет испытываю к этой профессии и вообще к этой стороне жизни. У меня есть и личная симпатия к Марине Левиной, которая всё это организует. Следующий год для меня станет юбилейным — пятым годом, как я поддерживаю это нужно и важное дело. Грамотность влечёт за собой культуру общения, культуру письма. Это влияет и на поведение, и на образ жизни, и, если дальше продолжить логическую цепочку, на принципы общего благосостояния и интеллектуально-психологического благополучия города и страны.
- Вы чувствуете, что диктуете текст в педагогическом вузе? Царит ли здесь особая атмосфера? Помогают ли Вам стены?
- Конечно, я понимаю, что в этих стенах учатся люди, которые будут в дальнейшем обучать языку и культуре других людей. Это тонизирует и дисциплинирует меня саму. Хочется соответствовать этому учреждению, зданию, этим стенам.
- Ваше новое арт-пространство называется «Пушкин рядом». А как вы относитесь к творчеству Пушкина?
- С огромным пиететом, с любовью. Это абсолютно неисчерпаемый кладезь знаний, мудрости, юмора. Саму личность Пушкина мне хочется изучать, мне хочется с ней взаимодействовать даже на каком-то бытовом уровне. Как бы я хотела также принимать ледяные ванны, как он, иногда скакать на лошадях! Он был такими лёгким, таким влюбчивым, таким эмоционально открытым, таким иногда взбалмошным, но при этом таким обстоятельным, когда он работал с текстами, таким информационным педантом, такой глыбой. Очень часто меня накрывает осознание того, что в нашей стране родился такой человек. Он говорил на русском языке, он писал на русском языке, и мы имеем удовольствие его читать, его изучать. Очень хорошо о Пушкине пишет Юрий Лотман, я с удовольствием читаю его книги.
- А какое у вас сейчас литературное увлечение?
- Сейчас мне интересны книги Василия Розанова: «Уединённое», «Люди лунного света». Последние несколько недель я с упоением слушаю его тексты, когда я за рулём. Мне интересен этот философ, этот писатель, его стиль речи, его мысли — очень смелые, очень необычные. Там есть, над чем подумать.
- Что нужно для того, чтобы начать писать стихи?
- Это часть физиологии. Если ты пишешь стихи, то ты просто не можешь их не писать. Дальше уже, наверное, дело техники. У человека должна быть потребность писать стихи, он должен дышать ими. Стихи — это способ дышать.
- В чём главное отличие стихов от песен? Или это одно и то же?
- У песни более жёсткие рамки: определённый темп и ритм, определённая длина звучания. Это ещё более строгая дисциплина. В песне надо более сжато дать основную мысль, основную эмоцию, меньшим количеством слов сделать это максимально ярко. Стихотворение может быть более развёрнутым. Песня — это как маленький ядерный взрыв.
беседовала Анна Смирнова, корреспондент газеты «Педагогические вести»