о клипах «Сургановой и Оркестра» рассказывает режиссёр Анастасия Лаврова
Многим 2021 год запомнился выходом сразу трёх клипов группы «Сурганова и Оркестр». За экранизацию песен «Акварель», «Волчица» и «Ливень осенний» отвечают режиссер Анастасия Лаврова и её команда GARNETGARDEN Production. Подводя итоги прошедшего года, мы попросили Анастасию рассказать о съёмочном процессе и поделиться своими ощущениями от общения с группой и от совместной работы.
Сегодня многие любят говорить об инсайтах и анализировать себя в рабочем процессе. Если говорить о совместной работе с группой, какие инсайты пришли к вам на съёмках?
Я бы выделила два. Они случились не впервые, но на протяжении уже нескольких лет я не перестаю им удивляться. И на этих съёмках они проявились особенно красиво.
Первый инсайт — это то, что успех и создание того результата, который видишь из своего сердца и к которому стремишься, являются возможными только при работе в команде. Команда — это уникальный организм, а каждая её единица — это личность с огромным собственным потенциалом. Но именно при слиянии этих потенциалов и происходит магия — многократно приумножается то, что они могут по отдельности. Это — Божье чудо, и перестать этому удивляться невозможно.
Такой силы, которая открывалась в процессе создания клипов коллектива «Сурганова и Оркестр», я ещё в своей жизни не видела. Начиная от самого зарождения идеи, с нашей первой встречи со Светланой, сейчас, отматывая эту плёнку назад, я понимаю, что пространство создавало событийный ряд задолго до того, как возникла идея клипов. Это было так красиво и удивительно устроено! Приходили нужные люди в проект, раскрывались, буквально распаковывали свои таланты те, с которыми мы уже работали ранее, но именно в этих проектах это происходило совершенно по-новому, даже для них самих неожиданно.
Второй инсайт, проявивший себя особенно звонко — когда невозможное становится возможным, если проект, который задумываешь сделать, действительно нужен миру. Когда создаёшь непростые проекты, которые приходят в потоке, а разум не представляет, как это сделать, как реализовать, то в этот момент мир сам открывает все возможности и предоставляет все необходимое, подтверждая замысел. Здесь, конечно, был удивительный разворот пространства по мощности и силе. И из раза в раз, когда это происходит, это меня поистине глубоко удивляет и восхищает.
Что особенно запомнилось в работе со Светланой и парнями?
Они просто классные ребята и профессиональные, восхитительные музыканты. Это одна семья, очень слаженная команда, наблюдать за процессом работы которой — большое наслаждение. Игра на расстроенном пианино на съёмках клипа «Акварель» — нам она запомнится, кажется, на всю жизнь. Это, кстати, ещё один инсайт: каким бы ни был инструмент (даже самым расстроенным), при наличии прекрасных, профессиональных музыкантов музыка будет роскошной.
Кстати, вы можете услышать эту композицию в тизере к фильму о съёмках клипа. Игра Никиты Межевича под аккомпанемент Игоря Заливалова, Марии Савкиной и Софии Бридж стала отдельным, самостоятельным музыкальным произведением в стиле авангард. Вот так, сыгранная на историческом фортепиано, прямо во время съёмок, эта музыка стала частью фильма о фильме и навсегда осталась на экранах наших мониторов.
Как выстраивались взаимоотношения на съёмках?
Более всего мне запоминаются ценности, дарованные при встрече с человеком и при вхождении в сотворчество с ним. Удивительно, насколько мы со Светланой с самого начала едино смотрели на процесс создания, на тот результат, который мы хотели получить, на сверхзадачу, которую мы перед собой ставили. Сейчас, когда уже виден отклик от зрителя, чувствуется поле, которое эти работы создают, и я абсолютно уверена в том, что воздействие любви и добра, которые создают наши видеоработы, своеобразная распаковка этих волн будут ещё длиться во времени, круги будут расширяться. И мы как создатели даже сами еще не знаем, насколько широко и далеко это зайдет уже с полностью отпущенными в мир клипами, как они будут жить дальше сами по себе и взаимодействовать со зрителем.
Был ли, кстати, какой-то особенно комичный случай на съёмках?
Юмором был пропитан весь наш съёмочный процесс (впрочем, как и вся жизнь нашей дружной творческой команды). Что касается самого яркого комичного случая, он произошёл на съёмках клипа «Волчица». Придя на съёмочную площадку накануне смены, мы узнали, что лодки, на которой было завязано примерно 30% сцен в этой локации, нет. Лодка была необычной: очень длинное каноэ вытянутой формы из натурального дерева, выкрашенного в изумрудный — редкий экземпляр для северных вод Петербурга.
Как оказалось, лодка попала в ДТП, после чего была эвакуирована на штрафстоянку за день до съёмок. Два часа тщетных поисков и наших юморных комментариев на эту тему не привели ни к чему, и было принято решение сдаться этой ситуации и менять часть сценария прямо в процессе. Поэтому лавстори, которая изначально планировалась в этой прекрасной лодке, была полностью изменена. Конечно, никто из нас не ожидал истории со штрафстоянкой, и такое с нами произошло впервые.
Зато на съёмках клипа «Акварель», в 5 утра, у парадной, которую мы специально караулили для съёмок, неожиданно для всех припарковалась огромная грязная «Газель», и нам пришлось ранним утром срочно искать другую локацию. А это было очень сложно, ведь ключей и кода домофона у нас не было больше ни от одной парадной. И таким образом место, где в клипе стоит автомобиль, и парадная, в которую заходит герой клипа, в итоге мы выбрали другие, и кое-что придумали, чтобы всё выглядело цельным. Вот так бывает: в одно место транспортное средство прибыло, а из другого убыло.
Какая из трёх работ наиболее вам близка?
Сложно выделить какую-то одну работу и поставить её на первое место, потому что все они близки своей доминантной линией, смыслами, которые закладывались в каждую из них. Это как грани одного целого —поэтому мы называем эту работу трилогией. Хотя, казалось бы, это не связанные друг с другом песни и сюжеты.
Если брать во внимание, что мне близки черно-белая фотография, кино и монохромность (в силу её частоты и проявления она более тонко отражает видимое художником, несмотря на отсутствие цвета), мне ближе всего «Ливень осенний». В нём удалось связать огромное количество временных, пространственно-географических слоев, потому что это и Испания, и Франция, и Россия, и здесь соединилось видение творческих людей из разных сфер и разных эпох. И мне нравится, когда происходит такое смешение: чем больше таких переплетений, тем интереснее узор визуальной ткани, которую мы получаем в итоге.
Вы работали над новыми песнями группы. А какую композицию из обширного репертуара «Сургановой и Оркестра» хотелось бы экранизировать, если бы была такая возможность?
Конечно, первое и самое главное: Светлана Сурганова — это именно тот артист, творчество которого я хочу экранизировать и делаю это с большим наслаждением. Несмотря на то, что во всей музыкальной летописи группы у меня есть много любимых и проверенных временем песен (часть из которых прожита мной очень глубоко), если говорить о том, что бы я хотела визуализировать прямо сейчас в формате клипа, для чего у меня уже есть огонь внутри - это, конечно, песня «Флюгер».
Это песню я особенно выделяю из двойного альбома «Все будет. Завтра», и, поделюсь с читателями большим секретом, что сценарий для неё существует ещё с момента написания сценариев для всех предыдущих работ. Если миру это будет необходимо, то я уверена, что Вселенная развернет все возможности для воплощения этой идеи. Потому что внутри меня уже всё для этого есть.
И что особенно интересно: 13 ноября, накануне дня рождения Светланы и выхода заключительного клипа из трилогии, неожиданно возникла ещё одна идея, которая пока сохраняет тайну сосредоточения (про неё не знает даже сама Светлана). Она несравнимо грандиознее и масштабнее и пока вынашивает свою прочность. Опять же, если этому великому делу суждено быть и семя его должно быть посажено и реализовано, то мир обязательно скажет «да» и даст знак. Пока я наблюдаю за событиями и тем, что прорастает внутри меня.
Следить за творчеством Анастасии Лавровой и GARNETGARDEN Production можно в Instagram. Подписывайтесь: