Интервью Светланы порталу "Столица"
Российская рок-сцена прекрасна в своём многообразии. Имена, которые продержались с девяностых и, что еще более важно, с годами становятся все популярнее, в двадцать первом веке имеют полное право на легендарный статус. 8-го июня в Таллинне выступят Светлана Сурганова и «Оркестр». Удивительная, тонко чувствующая женщина ведет за собой команду таких же увлеченных музыкантов и готова с нами поделиться некоторыми мыслями о творчестве в преддверии таллиннских гастролей.
-Светлана, одной из самых обсуждаемой новостью, связанной с вашим именем, стал выход на сцену «Юбилейного» с Дианой Арбениной. Сказать, что это произвело фурор, не сказать ничего. Расскажите пожалуйста о том, как родилась эта идея и как воплотилась в жизнь?
Идея родилась у Дианы Сергеевны. Она позвонила мне и предложила выступить вместе на юбилее «Ночных Снайперов». И я сразу согласилась. «Ночные снайперы» для меня — важная часть жизни, и я всегда будут благодарна Диане за эти годы, поэтому каких-то сложных переговоров, согласований не велось. Я приехала, мы отрепетировали и отыграли несколько песен на концертах в «Олимпийском» и «Юбилейном», и это было логично, легко, органично и действительно феерично. (смеется)
-В начале апреля вы анонсировали концерт вместе с Юрием Шевчуком. Пришло время творческих коллабораций?
6 апреля мы выступили на фестивале Благотворительного фонда «Адвита» вместе с камерным оркестром «Дивертисмент». Все наши песни прозвучали в чисто струнных аранжировках, без электричества, гитар и барабанов. Это был потрясающий новый опыт и, по отзывам, очень красиво. Я получила колоссальное удовольствие. Кроме прочего, на фестивале была собрана значительная сумма для подопечных «Адвиты». Юрий Шевчук тоже выступал на этом фестивале, но со своей программой, коллаборации в этот раз не состоялось. В будущем – кто знает, все возможно!
-Зимой вышел ваш инструментальный альбом. Для артиста, который так чудесно доносит мысль в стихах, этот шаг довольно рискован, наверное. Как прошла презентация альбома и как приняла публика?
У меня в голове все время, что-нибудь играет. И, как оказалось, не только у меня, но и у нашего клавишника Никиты Межевича. В итоге мы решили все эти музыкальные мыслеволны зафиксировать, и в процессе поняли, что они очень похожи. Мы сознательно решили не делать из релиза какое-то особое событие, даже назвали альбом СурМеж «Рингтон-сюита», а не как обычно Сурганова и Оркестр. В общем получилась такая малая форма инструментальной музыки, посвящённая очень важному для меня человеку. Именно тот случай, когда не надо слов, достаточно нот. Что-то очень личное, но чем можно поделиться с нашими слушателями.
-Иногда вы поёте чужие песни. Например «Полет на дельтаплане» Артемьева. Каким образом песни других исполнителей и композиторов появляются в вашем репертуаре?
По поводу чужих. Я не считаю их чужими, у меня даже альбом есть «Чужие как свои», где я как раз пою популярные песни других авторов и исполнителей, например, тот же «Дельтаплан». Да и в своих альбомах я зачастую использую музыку или стихи других авторов. Например, замечательных Киры Левиной, Ирины Фаренбрух, либо обращаюсь к классике – Цветаева, Бродский. Мои музыканты также активно участвуют в создании песен. Каждую такую песню, каждую ноту я пропускаю через себя и уже не считаю их чужими, они становятся и моими тоже.
-Если не ошибаюсь, в этом году у вас лично юбилей и маленький юбилей с «Оркестром». Присоединяясь к поздравлениям хочется спросить, как будете отмечать?
Да, мне исполнился «полтинничек», а группе 15 лет. Думаю, 15 лет для коллектива — это срок не маленький, а вполне себе серьезный, такой активный пубертат. А отмечать – мы уже отметили большим туром по России, США, Германии, Канаде, собрали полный «Крокус Сити-Холл» и плавно перешли в отмечание 16-летия. Провели традиционные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, и едем дальше в Беларусь, Прибалтику, на Дальний Восток. В общем, можно сказать, что за юбилейный год мы обогнули земной шар. Отмечаем, работая, а главное – с нами отмечает наша публика и почти у всех есть возможность, учитывая плотный концертный график, сделать это лично, вместе с нами.
-Безусловно было бы интересно узнать ваше мнение о том, в какую сторону меняется современная культура. Что выглядит положительно, а что не очень.
Этот вопрос мы часто обсуждаем с друзьями. Мир меняется, причем очень быстро. Все ускоряется, и «измельчается». Пришло время мелких форм, однодневок, одномоментных событий и явлений в том числе в культуре. То, о чем все говорили вчера, сегодня уже и не вспоминают, многие сегодняшние хиты, артисты, вспыхивают, горят и исчезают за очень короткий срок. Тенденции, вкусы, мода меняются буквально на глазах. Но вы знаете, я скажу, что это не так и плохо. Люди потребляют огромное количества контента и информации, идет реальный отсев зерен от плевел, а запоминается и остается то, что действительно представляет хоть какую-то ценность. И еще особо хочу отметить, что сейчас зритель, слушатель больше склонен воспринимать ту же музыку сразу по нескольким каналам: звук, визуальный ряд, шоу и т.д., все становится сложным технически и, одновременно, простым по содержанию.
-Было интересно узнать, что вы заняты в спектакле. «Моя счастливая жизнь» — это что для вас сейчас? Расскажите пожалуйста об этом проекте нашим читателям.
Сразу скажу, что я играю там небольшую роль подруги главной героини – рижской актрисы, моей близкой подруги. Для меня это, в первую очередь, был интересный опыт. И судя по зрителям в Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде – опыт довольно удачный.
-Некоторые ваши выступления продолжаются по 2,5-3 часа. Как собирается такой концерт, как сделать так, чтоб зритель остался счастлив?
Наш зритель добр, великодушен и одновременно требователен. Чтобы сделать его счастливым, не надо халтурить, не надо лениться, не надо беречь себя. Надо с уважением относиться к зрителю и любить его. Ужасно банально ответила, но это реальный рецепт, как сделать зрителя и, в итоге себя, счастливым.
-Поэтами в ваших песнях могут оказаться как современники, так и классики. Все верно? Какое количестве стихов проходит перед вами, прежде чем стать песней?
Да, поем песни на стихи как наших современников, так и классиков. Но сам процесс в вопросе описан не совсем верно. Стихи – это тоже, в своем роде, музыка. Со своим темпоритмом, сложной внутренней структурой. И вот когда читаешь стихи и вдруг ловишь это сложноописуемое ощущение музыки стиха, в голове начинает наигрывать мелодия, вот тут и начинается момент творчества, созидания. Причем вовсе не обязательно, что в итоге родится песня и мы будем ее играть на концертах, сам этот процесс доставляет невероятное удовольствие.
-Тематика альбомов поражает разнообразием тем и имен. Блокадный Ленинград. Булат Окуджава.. Это же очень мощные, знаковые имена и события. Наверное и работа на такими проектами непроста?
Это не только не просто, но и очень ответственно. Песни военных лет – это песни-легенды, знаковые произведения, которые просто непозволительно испортить, переврать, или подать недостойно! Мы очень долго работали над этим альбомом, снимали партитуру с оригинальных песен, очень ответственно отнеслись к звучанию и аранжировке. Мне было бы стыдно, в первую очередь перед моей мамой-блокадницей, ее друзьями, петербуржцами и всеми слушателями, если бы мы сделали что-то недостойное, не качественное, но, кажется, у нас получилось. Те же ощущения по песням Окуджавы. По приглашению его вдовы, Ольги Владимировны, мы выступали на вечере памяти Булата Шалвовича, теперь участвуем в его трибьюте.
-Как можно понять, вас одинаково хорошо принимают во всех странах. И гастрольная география весьма и весьма обширна. Есть места, где вы выступаете с каким-то особенными эмоциями?
Не бывает одинаковых концертов. Даже если едем с одной и той же программой, везде концерты получаются разными и для нас, и для зрителей. Причем предсказать заранее невозможно. Особо волнуемся перед концертами в Москве, родном Питере, и в новых городах. В общем, сложно сказать, всегда все по-разному, каждый город особенный.
-Питерская «Чартова дюжина» в феврале этого года отметила всех, как мне кажется, знаковых артистов. Поведайте о самой премии и о своих впечатлениях от этого награждения?
Да, я – солистка года, хорошо хоть не певица, не люблю это слово (смеется). Если серьезно, я очень ценю эту награду. Наши песни давно крутятся на «Нашем радио», возглавляли хит-парад, неоднократно мы выступали на фестивале «Нашествие», так что такое признание от слушателей и от радиостанции очень приятно и волнительно, и, надеюсь, заслуженно.
-В свой прошлый приезд в Таллинн в интервью вы обмолвились, что перед вами стояла цель обзавестись семьей своих музыкантов. На каком этапе этот план?
Как хорошо, что вы это вспомнили! План удался, процесс почти завершен. Как говорят – семью не выбирают, но это не совсем мой случай. Во-первых, меня выбрали – удочерили в возрасте 3-х лет, во-вторых, я выбрала свою музыкальную семью в уже более сознательном возрасте. Я говорю про своих музыкантов, про свою команду, своих единомышленников, которых я в принципе уже могу назвать своей семьей, так что в этот раз мы в Таллинн приезжаем, достигнув цели.
-Прибалтика, Эстония, Таллинн. Вас тут любят, помнят и всегда ждут. С каким настроением приезжаете?
С любовным (смеется). С любовным настроением. Часто бываю в Риге, но питаю нежные чувства ко всем прибалтийским республикам и их столицам.
Корреспондент — Марк Вегас
Источник — портал «Столица»
-Светлана, одной из самых обсуждаемой новостью, связанной с вашим именем, стал выход на сцену «Юбилейного» с Дианой Арбениной. Сказать, что это произвело фурор, не сказать ничего. Расскажите пожалуйста о том, как родилась эта идея и как воплотилась в жизнь?
Идея родилась у Дианы Сергеевны. Она позвонила мне и предложила выступить вместе на юбилее «Ночных Снайперов». И я сразу согласилась. «Ночные снайперы» для меня — важная часть жизни, и я всегда будут благодарна Диане за эти годы, поэтому каких-то сложных переговоров, согласований не велось. Я приехала, мы отрепетировали и отыграли несколько песен на концертах в «Олимпийском» и «Юбилейном», и это было логично, легко, органично и действительно феерично. (смеется)
-В начале апреля вы анонсировали концерт вместе с Юрием Шевчуком. Пришло время творческих коллабораций?
6 апреля мы выступили на фестивале Благотворительного фонда «Адвита» вместе с камерным оркестром «Дивертисмент». Все наши песни прозвучали в чисто струнных аранжировках, без электричества, гитар и барабанов. Это был потрясающий новый опыт и, по отзывам, очень красиво. Я получила колоссальное удовольствие. Кроме прочего, на фестивале была собрана значительная сумма для подопечных «Адвиты». Юрий Шевчук тоже выступал на этом фестивале, но со своей программой, коллаборации в этот раз не состоялось. В будущем – кто знает, все возможно!
-Зимой вышел ваш инструментальный альбом. Для артиста, который так чудесно доносит мысль в стихах, этот шаг довольно рискован, наверное. Как прошла презентация альбома и как приняла публика?
У меня в голове все время, что-нибудь играет. И, как оказалось, не только у меня, но и у нашего клавишника Никиты Межевича. В итоге мы решили все эти музыкальные мыслеволны зафиксировать, и в процессе поняли, что они очень похожи. Мы сознательно решили не делать из релиза какое-то особое событие, даже назвали альбом СурМеж «Рингтон-сюита», а не как обычно Сурганова и Оркестр. В общем получилась такая малая форма инструментальной музыки, посвящённая очень важному для меня человеку. Именно тот случай, когда не надо слов, достаточно нот. Что-то очень личное, но чем можно поделиться с нашими слушателями.
-Иногда вы поёте чужие песни. Например «Полет на дельтаплане» Артемьева. Каким образом песни других исполнителей и композиторов появляются в вашем репертуаре?
По поводу чужих. Я не считаю их чужими, у меня даже альбом есть «Чужие как свои», где я как раз пою популярные песни других авторов и исполнителей, например, тот же «Дельтаплан». Да и в своих альбомах я зачастую использую музыку или стихи других авторов. Например, замечательных Киры Левиной, Ирины Фаренбрух, либо обращаюсь к классике – Цветаева, Бродский. Мои музыканты также активно участвуют в создании песен. Каждую такую песню, каждую ноту я пропускаю через себя и уже не считаю их чужими, они становятся и моими тоже.
-Если не ошибаюсь, в этом году у вас лично юбилей и маленький юбилей с «Оркестром». Присоединяясь к поздравлениям хочется спросить, как будете отмечать?
Да, мне исполнился «полтинничек», а группе 15 лет. Думаю, 15 лет для коллектива — это срок не маленький, а вполне себе серьезный, такой активный пубертат. А отмечать – мы уже отметили большим туром по России, США, Германии, Канаде, собрали полный «Крокус Сити-Холл» и плавно перешли в отмечание 16-летия. Провели традиционные концерты в Москве и Санкт-Петербурге, и едем дальше в Беларусь, Прибалтику, на Дальний Восток. В общем, можно сказать, что за юбилейный год мы обогнули земной шар. Отмечаем, работая, а главное – с нами отмечает наша публика и почти у всех есть возможность, учитывая плотный концертный график, сделать это лично, вместе с нами.
-Безусловно было бы интересно узнать ваше мнение о том, в какую сторону меняется современная культура. Что выглядит положительно, а что не очень.
Этот вопрос мы часто обсуждаем с друзьями. Мир меняется, причем очень быстро. Все ускоряется, и «измельчается». Пришло время мелких форм, однодневок, одномоментных событий и явлений в том числе в культуре. То, о чем все говорили вчера, сегодня уже и не вспоминают, многие сегодняшние хиты, артисты, вспыхивают, горят и исчезают за очень короткий срок. Тенденции, вкусы, мода меняются буквально на глазах. Но вы знаете, я скажу, что это не так и плохо. Люди потребляют огромное количества контента и информации, идет реальный отсев зерен от плевел, а запоминается и остается то, что действительно представляет хоть какую-то ценность. И еще особо хочу отметить, что сейчас зритель, слушатель больше склонен воспринимать ту же музыку сразу по нескольким каналам: звук, визуальный ряд, шоу и т.д., все становится сложным технически и, одновременно, простым по содержанию.
-Было интересно узнать, что вы заняты в спектакле. «Моя счастливая жизнь» — это что для вас сейчас? Расскажите пожалуйста об этом проекте нашим читателям.
Сразу скажу, что я играю там небольшую роль подруги главной героини – рижской актрисы, моей близкой подруги. Для меня это, в первую очередь, был интересный опыт. И судя по зрителям в Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде – опыт довольно удачный.
-Некоторые ваши выступления продолжаются по 2,5-3 часа. Как собирается такой концерт, как сделать так, чтоб зритель остался счастлив?
Наш зритель добр, великодушен и одновременно требователен. Чтобы сделать его счастливым, не надо халтурить, не надо лениться, не надо беречь себя. Надо с уважением относиться к зрителю и любить его. Ужасно банально ответила, но это реальный рецепт, как сделать зрителя и, в итоге себя, счастливым.
-Поэтами в ваших песнях могут оказаться как современники, так и классики. Все верно? Какое количестве стихов проходит перед вами, прежде чем стать песней?
Да, поем песни на стихи как наших современников, так и классиков. Но сам процесс в вопросе описан не совсем верно. Стихи – это тоже, в своем роде, музыка. Со своим темпоритмом, сложной внутренней структурой. И вот когда читаешь стихи и вдруг ловишь это сложноописуемое ощущение музыки стиха, в голове начинает наигрывать мелодия, вот тут и начинается момент творчества, созидания. Причем вовсе не обязательно, что в итоге родится песня и мы будем ее играть на концертах, сам этот процесс доставляет невероятное удовольствие.
-Тематика альбомов поражает разнообразием тем и имен. Блокадный Ленинград. Булат Окуджава.. Это же очень мощные, знаковые имена и события. Наверное и работа на такими проектами непроста?
Это не только не просто, но и очень ответственно. Песни военных лет – это песни-легенды, знаковые произведения, которые просто непозволительно испортить, переврать, или подать недостойно! Мы очень долго работали над этим альбомом, снимали партитуру с оригинальных песен, очень ответственно отнеслись к звучанию и аранжировке. Мне было бы стыдно, в первую очередь перед моей мамой-блокадницей, ее друзьями, петербуржцами и всеми слушателями, если бы мы сделали что-то недостойное, не качественное, но, кажется, у нас получилось. Те же ощущения по песням Окуджавы. По приглашению его вдовы, Ольги Владимировны, мы выступали на вечере памяти Булата Шалвовича, теперь участвуем в его трибьюте.
-Как можно понять, вас одинаково хорошо принимают во всех странах. И гастрольная география весьма и весьма обширна. Есть места, где вы выступаете с каким-то особенными эмоциями?
Не бывает одинаковых концертов. Даже если едем с одной и той же программой, везде концерты получаются разными и для нас, и для зрителей. Причем предсказать заранее невозможно. Особо волнуемся перед концертами в Москве, родном Питере, и в новых городах. В общем, сложно сказать, всегда все по-разному, каждый город особенный.
-Питерская «Чартова дюжина» в феврале этого года отметила всех, как мне кажется, знаковых артистов. Поведайте о самой премии и о своих впечатлениях от этого награждения?
Да, я – солистка года, хорошо хоть не певица, не люблю это слово (смеется). Если серьезно, я очень ценю эту награду. Наши песни давно крутятся на «Нашем радио», возглавляли хит-парад, неоднократно мы выступали на фестивале «Нашествие», так что такое признание от слушателей и от радиостанции очень приятно и волнительно, и, надеюсь, заслуженно.
-В свой прошлый приезд в Таллинн в интервью вы обмолвились, что перед вами стояла цель обзавестись семьей своих музыкантов. На каком этапе этот план?
Как хорошо, что вы это вспомнили! План удался, процесс почти завершен. Как говорят – семью не выбирают, но это не совсем мой случай. Во-первых, меня выбрали – удочерили в возрасте 3-х лет, во-вторых, я выбрала свою музыкальную семью в уже более сознательном возрасте. Я говорю про своих музыкантов, про свою команду, своих единомышленников, которых я в принципе уже могу назвать своей семьей, так что в этот раз мы в Таллинн приезжаем, достигнув цели.
-Прибалтика, Эстония, Таллинн. Вас тут любят, помнят и всегда ждут. С каким настроением приезжаете?
С любовным (смеется). С любовным настроением. Часто бываю в Риге, но питаю нежные чувства ко всем прибалтийским республикам и их столицам.
Корреспондент — Марк Вегас
Источник — портал «Столица»