В преддверии концерта рок-музыкант посетила редакцию Metro-Петербург, где рассказала о предстоящем выступлении, книгах и котах.
— Концерт на площадке Roof Place станет прощанием с нашей юбилейной программой, акцентом в которой служили струнные оркестровки. Думаю, на крыше аккомпанировать будет октет. Присоединятся те музыканты, которые участвовали в создании юбилейного тура.
— Раньше доводилось выступать на подобных площадках?
— Нет, но были просто крыши, начиная с моей родной на Кавалергардской. Тогда еще гремела песня «Скрипач на крыше». И я подумала: «Чем я хуже? Скрипка есть, крыша есть!». Покатая, правда, и неудобная, но главное – правильную обувь подобрать. Мы с друзьями просто гуляли по крышам, когда еще не делали из этого бизнес, как сейчас. Клип «Ночных снайперов» «Ты дарила мне розы» снимали на одной из московских крыш. Фотосессия с Петром Малаховским, когда была группа «Нечто иное» тоже проходила на крыше. Поэтому, крыши, здравствуйте! Это наше всё!
— Чем для вас отличается выступление перед большой аудиторией, как на «Нашествии», от камерных «квартирников»? Есть ли любимая площадка?
— Нет никакой разницы, играть перед тремя зрителями или 33-мя тысячами. Во время выступления транслируешь со сцены энергию и не важно, какому количеству. Иногда и перед десятью сложно сыграть и нервничаешь, если в зале сидит предмет твоего обожания. Есть комфортные площадки, где всё удобно для артиста. Бытовые моменты помогают сохранить энергию перед концертом. Если душная гримерка или уборная далеко — это отвлекает и отнимает силы. Мне нравятся наши питерские клубы, я даже полюбила БКЗ «Октябрьский», хотя первые годы он мне казался «холодным», похожим на Дворец съездов. Перед концертом было ощущение, что на сцене я должна не петь, а читать доклад. Такое восприятие ушло. Даже Кремль оказался приветлив, хотя официознее площадки сложно придумать. Во время одной из песен наши уважаемые поклонники устроили флешмоб — и начались танцы! Для некоторых работников государственного Кремлевского Дворца мир уже никогда не будет прежним.
«Пушкин рядом»
— Каким будет ваше творческое пространство «Пушкин рядом»?
— Сейчас стадия ремонта, который надеемся завершить осенью. Это будет полифункциональное пространство, пусть маленькое, но уютное. Человек 50-70 там можно разместить. Я побывала на квартирнике у Гороховского, который уже 15 лет славится проведением таких камерных концертов. Надеюсь, мы сможем делать тоже что-то подобное. Экспозиции, лектории, репетиционная база — столько планов, что думаешь: «Втиснуться бы самим туда с записью альбомов». По сути, это наша новая студия. У нас было маленькое помещение на 8-й Советской. Все эти годы домашняя студия служила нам верой и правдой: там записаны почти все альбомы, кроме «Увидимся скоро», который писали в Гамбурге в Германии. Но стало тесновато. Как-то я гуляла по набережной канала Грибоедова и проходила мимо дома 174, на котором заметила табличку: «Здесь с 1816-го по 1818 год жил Александр Сергеевич Пушкин». Решила: это знак! И буквально через дом — в 172-м — продавалась коммунальная квартира. Люди 15 лет ждали расселения. Я понимаю: вот то самое место — 6 окон, фасад выходит на канал Грибоедова. Тут же спонтанно возникло название для будущего пространства «Пушкин рядом». Идея студии перерастает в идею небольшого арт-пространства. А потом уже задумалась: а что я знаю о Пушкине? Неприлично мало со школьных времен. И мне дарят двухтомник Ариадны Тырковой-Вильямс «Жизнь Пушкина». Оно к одному складывается. Я погружаюсь в историю жизни Пушкина — и влюбляюсь в него всё больше.
— Как вы относитесь к переложению стихов известных поэтов на музыку? Потомки Бродского были недовольны, когда Земфира выпустила песню «Джозеф»…
— Я очень хорошо отношусь, когда появляются песни на стихи великих поэтов. Прекрасный пример — творчество Евгении Венлиг. У нее много песен на стихи Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Ахмадуллиной. Она делает это тонко и изящно. Отчасти цветаевская поэзия для меня открылась в песне Аллы Пугачевой «Уж сколько их упало в эту бездну». Чем больше звучит — тем лучше! Люди будут слушать умную, красивую, глубокую поэзию.
Дуэт с Пинк или Тиной Тёрнер
— А что бы вы сказали о современной музыке и новых исполнителях?
— У современного творчества стремление к самопродюсированию. Меньше уклона на мелодичность и гармонию. Таких песен, которые можно спеть во дворе под гитару, мне кажется, сейчас всё меньше. Из новых я симпатизирую «Монеточке», а «Гречка» — не моё, хотя, как кашу — очень люблю. По внутренней наполненности для меня “Монеточка” интереснее. Oxxxymiron — умница, интересный, но тексты слабее, хотя энергия подачи хороша. IOWA — молодцы ребята.
— С кем из музыкантов выступили бы на одной сцене?
— Я остаюсь верна своей глубинной симпатии: Вячеславу Бутусову я бы не отказала ни в одной идее — сочла бы за счастье! А на мировом уровне — Тина Тёрнер! По своей энергии, драйву она мне очень импонирует. С Пинк с удовольствием бы выступила дуэтом. Но это всё из области фантастики. С рэперами — вряд ли, моей «оперативки» не хватит. А вот Юрий Юлианович (Шевчук — прим. ред.) сыграл же на «Нашествии» — ну, классно! Может, я когда-нибудь тоже отважусь, если захочется!
— Приятным сюрпризом для поклонников «Ночных снайперов» стало ваше появление на сцене во время юбилейных концертов. Ждать ли еще совместных проектов?
— Я готова к любым экспериментам, решать уже Диане. Эта «заварушка» случилась 25 лет назад — две планеты вышли на одну орбиту — и в итоге получился коллектив «Ночные снайперы», уникальное явление. Мне кажется, что пройдя определенный путь и получив свой жизненный опыт, мы стали еще ярче ощущать, как это было уникально. Многие, да и я сама, иногда скучаем по энергетике «Снайперов».
О путешествиях и котах
— Как вы живёте вне гастролей? Какой, например, распорядок дня?
— Я жаворонок, люблю ранние часы. 5 утра — мое самое любимое время, когда полна сил и всё успеваю. День начинается с зарядки по Питеру Кэлдеру, затем провожу минут 40 на тренажере. Пора юношеской экзальтации и рефлексии прошла — творчество требует усидчивости и вдумчивости. Стараюсь читать, общаюсь с мамулькой, которая требует внимания. Многие гуру учат, что каждый день, каждая минута — это новое мгновение. И мамуля — мой тренер: иногда некоторые вещи по 15-20 раз переспрашивает. И каждую секунду начинаешь с той же точки. Это также определенный урок, и он тоже для чего-то нужен. Терпение и такт, как нас учила главная героиня фильма «Служебный роман».
— Расскажите о ваших кошках.
— У Мишки, который часто мелькает в Инстаграме, уже есть подруга Сонька. Её привезли из Москвы. Знакомые нашли ее под защитным картером котенком. Ну как не взять! А тут буквально полтора месяца назад открываем велосипедный сезон — и вдруг перебегает дорогу рыжее пушистое создание. Смотрю — недостача по левой задней, рубленая культя. Сердце кровью обливается. А еще ж у меня был рыжий мейн-кун Фокс — украли года 3 назад. А этот — вылитый Фокс, только помельче. Есть не могу, спать не могу — все мысли о коте. На то же место вернулись с мисками с водой, едой. Стали приманивать. В итоге удалось отловить и отвезти к ветеринару. Там сняли двух клещей еще. Хирург занялся лапкой бедолаги — теперь Фокс бегает по дому на своих трёх быстрее собратьев. Кот оказался очень ласковый — ложится на грудь, лбом упирается в подбородок — и не шевелись.
— Вы, получается, кошатница.
— Извините, я не люблю собак — лают громко, каждый раз вздрагиваю. В детстве, когда мне было 7-8 лет, ездили с мамой в гости в Севастополь. Там у родственников был песик, который лет 15 на цепи просидел, характер испортился. А я по доброте душевной решила покормить его с ладошки отварными раками. Вместе с ладошкой он этих раков-то и взял. Кровища, всё шиворот на выворот, а плакать я тогда стеснялась. Долгие заживления, перевязки.
— Где сейчас предпочитаете отдыхать?
— В августе мы с друзьями едем на машинах в Швейцарию и Португалию. Моё любимое: озера, океан, горы. В Швейцарии природа потрясающая, в Португалии фантастический океан, мощный, прохладный — как я люблю. Вода — 18 градусов, приятно купаться, бодрит! В Таиланд как-то ездили в мае — там температура воды была +32, заходишь, как в бульон! Такое купание мне не очень нравится.
— Как реагируете на политические вопросы?
— Я ничего не понимаю в этой политике. Она возникла от человеческой глупости. Если бы люди умели общаться друг с другом, уважали, политика не нужна была бы как наука. Люди бы сами договаривались. Искренне сожалею о ситуациях, связанных с Украиной, Грузией, с теми республиками, с которыми связаны семьями. Это ненормальная ситуация, так не должно быть. Неправильно, когда родственники ругаются и становятся врагами.