STARHIT MAGAZINE: “I HAVE TO STICK TO A STRICT DIET SINCE CHILDHOOD”

“Surganova and the Orchestra” concert will take place at “Nashestvie” festival on June 20th. Now the band leader is getting ready for the performance, rehearsing a lot and traveling around the country. According to Svetlana Surganova, she and her colleagues have no serious requirements in the concert riders, however, of great importance for them is that all the instruments  should sound the way they  should.

On the eve of the great event the singer told to “StarHit” how she monitored her health, which public went to her concerts, and why she and Diana Arbenina did not have any misunderstandings any longer.

– Svetlana, you have been on the stage for a very long time. In what ways does your new audience differ from the people who came to the concerts in the 90s?

First of all in number! I recall our acoustic performances of the 90s at such venues as “Chaplin” club or Saint Petersburg Zoo Lyceum with the audience of 20-30, at best 50, people, almost every one of them we knew in person and by name. Now big halls for thousands of spectators are no longer rare for us: our band repeatedly gathered full Crocus in Moscow and the Big Concert Hall in Saint Petersburg. The audience has become, of course, much more diverse! Previously our popularity almost did not go beyond the semi-underground-semi-intelligent crowd of Saint Petersburg, and now those who first heard us playing, say, at “Nashestvie” festival, along with the viewers of “Subbotniy Vecher” and “Vecherniy Urgant” shows come to our concert. Parents with children, students, grandparents from various cities from Kaliningrad to Vladivostok are coming. Nevertheless, I’d like to think that they, as before, have certain features in common: the ability to think, feel, understand poetry and appreciate high-quality live music.

– You are touring a lot. What do you feel about the flights?

Previously, I was afraid to fly,  it was a real phobia. I preferred to go by train or by bus even to some remote regions.  But I had to overcome this fear with time, for the sake of my band at least. I have no right to delay my team for a day or more just because I am afraid if there is a possibility to travel a long distance just in a couple of hours!

– What is there in your band rider?

The accommodation rider of our band is, perhaps, one of the most modest among domestic musicians. Neither limousine at the entrance no collection wines in the dressing room. We include into it only the most necessary things. Some specials are gluten free bread and baby food of a certain brand: it perfectly meets the requirements of my diet. Everything is much more complicated with the technical rider: since we perform only live and there are a large number of musicians on the stage (for example, 12-17 people in our recent jubilee tour), we require a rather complex and powerful sound equipment, not every site can provide it.

– How do you recover strength?

Peter Kelder’s exercises have been helping me for many years to restore strength and keep myself in good shape on tour, at home and on vacation. It is a set of simple exercises for everyone, regardless of age, physical fitness, not requiring any expensive gyms or special equipment, but with a unique rejuvenating and wellness effect. If there is a chance I cheer up by going to the pool or play table tennis. And, of course, the most important is to have time to sleep well before the concert!

– Many of your colleagues after 40 decided to take a more responsible approach to health. Do you often visit doctors and make a full workup?

The necessity to take care of health and regularly undergo preventive tests came to my life long before the age of 40. Some innate features, such as gluten intolerance, made me stick to a strict diet since childhood. A number of surgeries in my youth were one of the most difficult trials in my life, yet they taught me many useful skills: to trust professionals, not to ignore even the slightest symptoms, to consult the specialists in time. Some changes in my body do happen from time to time, sometimes they require close attention, but, fortunately, I am managing to avoid the return of cancer so far.

– How did the heavy surgeries changed your attitude? Did they make you value life more?

I really started to value life more on the one hand, to be grateful for every new day that might never have happened. On the other hand, a more philosophical, fatal perception of life, an awareness of the mortality of everyone has emerged, a young person is, probably, unable to understand it deeply.

– How do you spend your free time?

I don’t have a lot of free time, there are always some new ideas and projects that are not always possible to implement on time … But at the free moments between tours and studio work I try to read – a home library is created and is constantly updated for this purpose, to listen to audio books, lectures of interesting people, scientists, doctors, psychologists. We have been going to  some of unfamiliar exotic places lately, to distant countries, islands and unknown civilization. It happens once or twice in a year. Although all the possibilities for outdoor activities are at home too: a football field, a tennis court.

– Are your misunderstandings with Diana Arbenina in the past?

Back in the beginning of 2018 I received a phone call from Diana Arbenina inviting me to take part in the anniversary concert at “Olimpiyskiy”, dedicated to the 25th anniversary of our once-common band “Nochnye Snaipery”. In November our first joint performance after 15 years of separate work took place. In March of this year we sang together again – at the celebration of the band anniversary in the Ice Palace in Saint Petersburg. So we came up with a sufficient “luggage” of communication to “Pryamoy Efir” show, and there was nothing unexpected for none of us. As for misunderstanding, it has never happened.

– What would you never forgive?

I believe you should always forgive, never store insults. One can learn it gradually. The ability to put yourself in one’s shoes helps, just try to understand one’s reasons, what has made him/her do something offensive. I never forgive those who behave like pigs towards nature: leave trash on embankments, in forest and meadows after rest. We often organize improvised clean-ups with friends, collecting garbage along the river banks, in recreation areas … It’s nice to see that this topic is becoming more and more popular, a whole international movements have arisen already uniting those who are not indifferent to cleanliness of the habitat.

– Everyone is growing up in his/her own way. When did you go into music? How did your relatives feel about it? What about the peers?

Music – or rather the violin, came into my life very early, when I was six years old. Before any influence of the street, the yard, classmates, I was an exclusively home child. I fell in love with the violin from the very first day, it was a very small, “quarter” violin special for kids, I did not want to part with it, even put it in bed with me, like a doll. It really helped me a lot in my emotional and intellectual development. As a child who had spent the first three years of life in an orphanage, I was a little behind in development, I learned to read late, had difficulties in primary school … My violin trained memory, ear, fine motor skills,  it gave me the opportunity to develop, to get smarter and to catch up with peers. When I was older, about 14 years old, I mastered the guitar as well – and that was the chance to show off among classmates. There were school performances and clubs of humor, the first own songs, even the first amateur band “Kamerton”, which we organized with girls-classmates … So, in terms of communication music had an extremely positive impact too.

– What do you spend the earned money on? Maybe you invest in property or for charity?

Of course, charity is one of the significant areas of our activity. There are several organizations and foundations our band has been cooperating with for several years, not only in terms of material support, but also with more active participation: in “Odin Den” festival of AdVita Foundation, in “Lovkiy Myach” football tournament of “Shag Navstrechu” Foundation, other actions and events in defense of children, animals, the surrounding nature. In general, I prefer to invest in creative development and musical innovations. For example, in our jubilee year we finally fully realized our “orchestra element”, I call it “Surganova and there is the Orchestra”! At large concerts in Moscow and Saint Petersburg we went on stage with a variety-symphony orchestra – more than 60 people! In each city of the Jubilee tour we invited local string musicians to perform with us. Our own art-space “Pushkin is near” in the center of Saint Petersburg will be opened soon. It is a sufficient investment of recent years too. About two years were spent on the restoration of the premises in the historic building and its technical equipment … As a result, this art space is going to be a recording studio, a stage for chamber performances and a place for creative experiments of our friends- musicians. Now we are working at new music, recording in the studio and rehearsing a new concert program … We plan to present it to the audience this autumn. So, all the efforts, material or creative, are concentrated on this goal.

– Do you have a song in your career that you could call life-changing?

Once early in the life of “Surganova and the Orchestra” we were selecting a song to sound first at “Chartova Duzhina” of “Nashe Radio”, to present our music to a large audience. Much to my surprise, the choice of the program director of the radio fell on one of the saddest and melancholic songs of our first album “Bolno” (“It hurts”), written back in 1991. This song became our “visit card”, it was very successful in the charts, hitting the top for almost a month … So, it really could be called life-changing and it paved the way for many of our other songs, although the song in its mood was not the most typical one of the debut album.

By Svetlana Komarova

Source StarHit magazine

Журнал StarHit: «С ранних лет приходится соблюдать строгую диету»

20 июня в рамках фестиваля «Нашествие» состоится концерт коллектива «Сурганова и Оркестр». Сейчас лидер группы готовится к выступлению, много репетирует и ездит по стране. Как признается Светлана Сурганова, у нее и ее коллег нет каких-то серьезных требований к организаторам концертов, однако для них важно, чтобы все инструменты со сцены звучали так, как надо.

Накануне громкого события певица рассказала «СтарХиту», как следит за здоровьем, какая публика ходит на ее концерты, и почему у них с Дианой Арбениной больше нет разногласий.

— Светлана, вы на сцене уже очень давно. Чем отличается ваша новая публика от людей, которые приходили на концерты в 90-е?

В первую очередь — количеством! Если вспоминать 90-е годы и акустические выступления на таких площадках, как клуб «Чаплин» или Лекторий питерского зоопарка, то наш зритель — это 20-30, в лучшем случае 50 человек, и почти каждого из них мы знали в лицо и по имени. В последние же годы для нас перестали быть редкостью тысячные залы: в Москве наш коллектив неоднократно собирал «Крокус», в Питере — БКЗ. Публика стала, конечно, намного разнообразнее! Раньше наша известность почти не выходила за пределы питерской полуандеграундной-полуинтеллигентной тусовки, а теперь на наши концерты приходят и те, кто впервые услышал нас, допустим, на фестивале «Нашествие», и, наоборот, зрители телевизионных шоу «Субботний вечер» и «Вечерний Ургант». Родители с детьми, студенты, бабушки и дедушки из самых разных городов от Калининграда до Владивостока. Тем не менее хочется думать, что их, как и прежде, объединяют некие общие черты: способность думать, чувствовать, понимать поэзию, ценить качественную живую музыку.

— Вы много гастролируете. Как переносите перелеты на самолетах?

Раньше я боялась летать на самолетах, можно сказать, что это была настоящая фобия. Для гастролей, даже в какие-то отдаленные регионы, выбирала такие способы передвижения, как поезд или автобус. Но со временем пришлось этот страх все же преодолеть, хотя бы просто для удобства группы в целом. Не могу же я из-за своих страхов на сутки задерживать перемещение коллектива, когда преодолеть большое расстояние можно за пару часов!

— Что обычно входит в райдер вашей группы?

Бытовой райдер у нашей группы, пожалуй, один из самых скромных среди отечественных музыкантов. Никаких лимузинов к подъезду и коллекционных вин в гримерку. Включаем в запросы только самое необходимое. Из каких-то уникальных особенностей — безглютеновые хлебцы и детское питание определенной марки: оно идеально соответствует требованиям моей диеты. С техническим райдером все гораздо сложнее: поскольку мы выступаем только «живьем», и на сцене находится большое количество музыкантов (например, в недавнем юбилейном туре — это 12-17 человек), требуется достаточно сложное и мощное звуковое оборудование, предоставить которое могут не все площадки.

— Как восстанавливаете силы?

Восстанавливать силы и вообще держать себя в тонусе, находясь и на гастролях, и дома, и на отдыхе, вот уже много лет мне помогает гимнастика по Питеру Келдеру: комплекс несложных упражнений, доступный каждому, независимо от возраста, физической подготовки, не требующий каких-то дорогостоящих тренажеров или специального оборудования, но обладающий при этом уникальным омолаживающим и оздоровительным эффектом. Если есть возможность, можно взбодриться походом в бассейн или поиграть в настольный теннис. И главное, конечно, успеть хорошо выспаться перед концертом!

— Многие ваши коллеги после 40 решили более ответственно подойти к здоровью. Часто ли вы посещаете врачей, делаете полное обследование организма?

Необходимость заботиться о здоровье, регулярно проходить профилактические осмотры появилась в моей жизни задолго до 40-летнего возраста. Некоторые врожденные особенности, например, непереносимость глютена, заставили с самых ранних лет соблюдать строгую диету. Перенесенная в юности серия операций, хотя и стала одним из самых тяжелых жизненных испытаний, но при этом научила и многим полезным навыкам: доверять профессионалам, не игнорировать даже самые незначительные симптомы, вовремя обращаться к специалистам. Какие-то изменения в организме время от времени происходят, и иногда требуют пристального внимания, но возвращения онкологических проблем пока, к счастью, удавалось избежать.

— После тяжелых операций что поменялось в вашем восприятии? Стали ли сильнее ценить жизнь?

С одной стороны, действительно стала больше ценить жизнь, благодарить за каждый новый день, которого могло и не случиться. С другой, появилось более философское, фатальное отношение к жизни, осознание смертности каждого человека, чего в юности, наверное, еще глубоко не понимаешь.

— Как проводите свободное время?

Не так много бывает свободного времени, постоянно возникают какие-то новые идеи и проекты, которые не всегда удается в срок осуществить… Но в какие-то моменты между гастрольными поездками и работой в студии стараюсь читать — для этого была создана и постоянно пополняется домашняя библиотека, слушать аудиокниги, лекции каких-то интересных людей, ученых, врачей, психологов. В последнее время удается один-два раза в год выезжать в какие-нибудь незнакомые экзотические места — в дальние страны, на острова, знакомиться с неведомыми цивилизациями. Хотя все возможности для активного отдыха есть и дома: футбольная площадка, теннисный корт.

— Ваши недопонимания с Дианой Арбениной остались в прошлом?

Еще в начале 2018 года я получила от Дианы Арбениной телефонный звонок с предложением принять участие в юбилейном концерте в «Олимпийском», посвященном 25-летнему юбилею нашей когда-то общей группы «Ночные снайперы». В ноябре состоялось наше первое совместное выступление после 15 лет раздельного творчества. В марте нынешнего года мы спели вместе еще раз — на питерском праздновании юбилея группы в Ледовом дворце. Так что к моменту съемок в ток-шоу «Прямой эфир» мы подошли с достаточным «багажом» общения, и чем-то неожиданным для нас обеих эта программа не стала. Что касается недопонимания — его никогда не было.

— Что вы никогда не простите людям?

Считаю, что всегда надо прощать, не копить в себе обиды. Постепенно удается этому научиться. Помогает способность поставить себя на место другого человека, попытаться понять — почему он так поступил, что его заставило совершить что-то обидное. Не прощаю тех, кто по-свински себя ведет по отношению к природе: оставляет хлам на набережных, на лесных полянках, куда люди приходят отдыхать. Мы не раз с друзьями устраивали импровизированные субботники, собирая мусор вдоль берегов рек, в зонах отдыха… Приятно видеть, что сейчас эта тема становится все более популярной, уже и целые международные движения возникли для тех, кто неравнодушен к чистоте среды обитания.

— У каждого взросление проходит по-своему. Когда вы начали только заниматься музыкой, как к этому отнеслись старшие? А сверстники?

Музыка — а точнее, скрипка, пришла в мою жизнь очень рано, в шесть лет. То есть, еще никакого влияния улицы, двора, одноклассников я, как исключительно домашний ребенок, не испытывала. Скрипочку — очень маленькую, специальную детскую «четвертушку» — полюбила с первого дня, не хотела с ней расставаться, даже укладывала с собой спать, как куклу. Она мне на самом деле очень помогла в эмоциональном и интеллектуальном развитии. Потому что, как ребенок, проведший первые три года жизни в детском доме, я немного отставала в развитии, поздно научилась читать, в первые годы были проблемы с обучением в школе… Скрипка, развивающая память, слух, мелкую моторику, дала мне возможность развиваться, умнеть, догонять ровесников. А уже в более старшем возрасте, около 14 лет, удалось освоить еще и гитару — и вот это уже стало поводом показать себя среди одноклассников. Выступления на каких-то школьных праздниках и КВНах, первые собственные песни, даже первая самодеятельная группа «Камертон», которую мы создали с девочками-одноклассницами… Так что и в плане общения музыка оказала исключительно позитивное воздействие.

— На что тратите заработанные деньги? Может, вкладываете в имущество или на благотворительность пускаете?

Благотворительность, несомненно, является одной из значимых сфер нашей деятельности. Есть несколько организаций, фондов, с которыми наш коллектив сотрудничает не первый год — не только в плане материальной поддержки, но и более деятельным участием: в фестивале «Один день» фонда AdVita, в футбольном турнире «Ловкий мяч» фонда «Шаг навстречу», каких-то иных акциях и мероприятиях в защиту детей, животных, окружающей природы. А вообще вкладывать предпочитаю в творческое развитие, в музыкальные новшества. Например, в прошлом юбилейном году мы наконец-то в полной мере воплотили в жизнь свое «оркестровое» начало: я это называю «Сурганова и таки-Оркестр»! На больших концертах в Москве и Петербурге мы выходили на сцену вместе с эстрадно-симфоническим оркестром — а это более 60 человек! В каждом городе, где проходили гастроли юбилейного тура, мы приглашали к сотрудничеству местных музыкантов-струнников. Еще одно мое серьезное вложение последнего времени: готовится к открытию наше собственное арт-пространство в центре Петербурга под названием «Пушкин рядом». Около двух лет ушло на реставрацию помещения в историческом здании, его техническое оснащение… В итоге это арт-пространство должно стать и студией звукозаписи, и сценой для камерных выступлений, и местом для творческих экспериментов наших друзей-музыкантов. А сейчас мы работаем над новым музыкальным материалом — пишемся в студии, готовим концертную программу… Планируем представить его слушателям уже этой осенью. Так что на сегодняшний день все ресурсы, как материальные, так и творческие сконцентрированы на этой цели.

— Есть у вас в карьере песня, которую можете назвать судьбоносной?

Когда-то, на заре существования «Сургановой и Оркестра», мы выбирали песню, которая должна была первой прозвучать в «Чартовой Дюжине» «Нашего Радио». Познакомить широкого слушателя с нашим творчеством. К большому моему удивлению, выбор программного директора радиостанции пал на одну из самых печальных и меланхоличных песен нашего первого альбома — «Больно», написанную еще в 1991 году. Эта песня стала нашей «визитной карточкой», ее судьба в хит-параде сложилась очень удачно, почти месяц на первом месте… Так что, можно сказать, она действительно стала судьбоносной и проложила дорогу для многих других наших композиций, хотя и по своему настроению была не самой типичной в дебютном альбоме.

Корреспондент — Светлана Комарова

Источник — журнал StarHit