SVETLANA SURGANOVA AND HER INNER CORE

In April 2021 the newspaper “Uchitelskaya Gazeta” published a review on Svetlana Surganova’s autobiographic book “Vse Snachala!” (“All Over Again!”). By Denis Stupnikov. 

***

OBSCURE FORTRESS

Svetlana Surganova’s inner core 

Svetlana Surganova is a visible personification of genuine aristocracy of Saint Petersburg. In the times of “Nochnye Snaipery” band she seemed destined to be in the shadow of the bright and impulsive Diana Arbenina. Life decided otherwise. Surganova proved that for all her modesty and delicacy, she had an indestructible inner core.

We could observe this core in the way she was working on her biography. In the era of a real boom in various kinds of narratives about bands, Surganova did not resort to the services of a hired chronicler, but took up her memoirs herself. Frankly speaking but a few of her colleagues ever dare to do this. Even Arbenina entrusted the writing of a book about herself to the professional rock biographer Mikhail Margolis, in spite of her literary gift and an impressive collection of her own works.  “The Ghosts of the Crematorium” by Armen Grigoryan is the only close “relative” of Surganova’s book that comes to mind.  

Both musicians did not write about themselves from scratch, they used earlier scattered diary notes. Grigoryan organically implanted those isolated stories into a monolithic narrative. Surganova’s memories are more mosaic. She does not hesitate to interrupt the series of events with lyrical and philosophical reflections, not forgetting to indicate their ancient dating. It reduces the readability of the book, to some extent, as you constantly have “to roll back”. This is probably the effect Surganova was trying to achieve.

It looks like the title of the book “All Over Again!” implies such a thoughtful and slow reading with occasional returns to the beginnings of the narrative. Within the context of the book it has at least two meanings. First, Svetlana Surganova begins from afar, slowly recounting the history of her ancestors. Secondly, she gives a detailed description of the moment of her leaving “Nochnye Snaipery”, when she really had to start everything literally from scratch. It’s curious to observe how these two lines coexist in the book.

The first half of the book is more like a family chronicle. There are biographies of Surganova’s relatives who survived the dashing 20-30s and they are quite typical for those hard times. The singer’s grandmother gave all the family jewels to the investigator and thus she saved her dispossessed parents from the arrest. The fate of Surganova’s great-grandfather and great-grandmother was hanging by a thread, but thanks to the risky action of their determined daughter they were released.

Almost the hardest part of the book is about the survival of Surganova’s grandmother and mother in besieged Leningrad. The center of the city, where they lived, turned into an ominous trap, very similar to the one that was shown in “The Blockade Diary”, the recent film by Andrei Zaitsev. The film was at once accused of whipping up passions and historical inaccuracy, yet the testimonies of Svetlana Surganova’s relatives, carefully preserved and talentedly presented in the book, suggest that this is how it was.

Hardly less dramatic events touched the author herself. Svetlana Surganova is an adopted daughter, and she never hesitates to say it in public, we pay our respects for that. From the book we learn about titanic efforts her mother and grandmother made to establish a contact with her, as she was a real savage, who did not know how to communicate and could not bear any physical contact. She was adopted quite early, so she could not remember it and considered herself a full-fledged member of the family. Svetlana learned the truth being quite an adult in the period of complicated relations with her mother. Therefore, it was a real shock to her.

Yet that was a tip of an iceberg compared to what Svetlana Surganova had to endure in the late 90s and early 2000s. She was diagnosed with cancer. After several operations she was never able to fully restore all the functions of her body. The drama was that she kept in secret the true situation and went on the tours with “Nochnye Snaipery”  on the same terms as the others. One shudders involuntarily reading about the naturalistic details of these trips. 

At some point the family chronicle gradually begins to give way to a full-fledged musical biography of “Nochnye Snaipery”, when Surganova was the member of the band, and the birth of “Surganova and the Orchestra”. Here we cannot do without comparison with “The Rare Bird” by Mikhail Margolis, the biography of Diana Arbenina. The key members of the band give more or less similar versions of their acquaintance and their Magadan epic of the early 90s. Recalling that epic Diana Arbenina tells some curious stories like the one about a pot of chicken soup spilled in the difficult times, but Svetlana Surganova narrates how difficult it was to establish contact with Arbenina’s parents. In general, Surganova is much more open about her personal relationship with her former companion…

The singers fundamentally disagree in their assessment of the early art work of “Nochnye Snaipery”.  Arbenina is beating it to smithereens. But Surganova highly estimates those songs. She describes the first studio recording with the meticulousness of a chronicler, sometimes at the expense of fascination of the narrative. “Rubezh” (“The Frontier”), the first electric album by “Nochnye Snaipery”,  is exposed in “The Rare Bird” as some kind of Arbenina’s disgrace. Surganova considers the album as a real breakthrough. Arbenina perceives their last album “Tsunami” as a standard of sound, but her opponent in “Vse Snachala!” (“All over again!”) scrupulously criticizes it, sometimes bordering on petty quibbles.

We can see Svetlana Surganova’s point, especially if we take into account the details of the book concerning her displacement (you cannot put it in another wording) from “Nochnye Snaipery”. Diana Arbenina changed the social circle, began to set her aside during the recordings, and sometimes even “forgot” to tell her about the next concert. It seems to be a perfect place to feel sorry for Surganova, but remember the previously described drunken tours that were not strengthening her already broken health. So the creation of her own project “Surganova and the Orchestra” can be regarded as a real salvation. Against all expectations the project was met with a bang! 

Source “Uchitelskaya Gazeta”

«Внутренний стержень Светланы Сургановой»

В апреле 2021 года «Учительская газета» опубликовала рецензию на автобиографическую книгу Светланы Сургановой «Все сначала». Автор — Денис Ступников.

***

НЕПРИМЕТНАЯ ТВЕРДЫНЯ

Внутренний стержень Светланы Сургановой

Светлана Сурганова – зримое олицетворение подлинного питерского аристократизма. Во времена ее участия в группе «Ночные снайперы» казалось, что ее удел – всегда находиться в тени яркой и импульсивной Дианы Арбениной. Но жизнь распорядилась иначе, и Сурганова прекрасно доказала, что при всех своих скромности и деликатности она обладает несокрушимым внутренним стержнем.

Та же твердость проявилась и в подготовке биографической книги о певице. В эпоху настоящего бума на разного рода повествования о музыкальных коллективах Сурганова не стала прибегать к услугам наемного летописца, а взялась за мемуары сама. Прямо скажем, немногие ее коллеги на это решаются. Даже литературно одаренная Арбенина, создавшая уже целое внушительное собрание сочинений, доверила написание книги о себе профессиональному рок-биографу Михаилу Марголису. Из ближайших «родственников» сургановской книги вспоминается разве что «Призраки Крематория» Армена Григоряна.

И в том и в другом случае музыканты писали о себе не с нуля, а использовали более ранние разрозненные дневниковые заметки. В случае с Григоряном удалось органично вживить эти разрозненные байки в монолитное повествование. Воспоминания же Сургановой более мозаичны. Она не стесняется прерывать событийный ряд лирико-философскими размышлениями, не забывая указывать их древнюю датировку. Это обстоятельство несколько снижает читабельность книги, потому что постоянно как бы приходится откатываться назад. Но, видимо, такого эффекта Сурганова и добивалась.

Название книги «Все сначала!» как бы и подразумевает вдумчивое и неторопливое чтение, не исключающее периодических возвратов к истокам повествования. В контексте книги оно имеет как минимум двойное значение. Во-первых, Светлана Сурганова начинает издалека, неторопливо излагая историю своих предков. Во-вторых, она очень детально останавливается на моменте увольнения из «Ночных снайперов», после которого ей и впрямь пришлось все начинать буквально с нуля. Любопытно, как эти две линии сосуществуют в книге.

Первая половина книги больше напоминают семейную хронику. Биографии переживших лихие 20-30‑е родственников Сургановой довольно типичны для нашего лихолетья. Чтобы спасти от ареста раскулаченных родителей, решительная бабушка певицы отдала следователю все фамильные драгоценности. Судьба прадедушки и прабабушки Сургановой висела буквально на волоске, но рискованный шаг их дочери все же достиг своей цели, и они были освобождены.

Едва ли не самые тяжелые страницы книги посвящены выживанию бабушки и мамы Сургановой в блокадном Ленинграде. Центр города, в котором они жили, превратился в какую-то зловещую ловушку, очень похожую на ту, которая была показана в недавнем фильме Андрея Зайцева «Блокадный дневник». Ленту поспешили обвинить в нагнетании страстей и исторической недостоверности, но бережно сохраненные и талантливо изложенные в книге свидетельства родственников Светланы Сургановой говорят о том, что примерно так оно все и было.

Едва ли менее драматичные события коснулись самого автора. Светлана Сурганова – приемная дочь, о чем не стесняется говорить во всеуслышание, за что ей честь и хвала. Из книги мы узнаем, каких титанических трудов маме и бабушке стоило установить с ней контакт, ведь она была настоящей дикаркой, совершенно не умеющей общаться и не терпящей прикосновений к себе. Удочерили ее довольно рано, поэтому она не могла помнить об этом и считала себя полноценным членом семьи. Узнала же Светлана правду, уже будучи довольно взрослой, причем в период не самых безоблачных отношений с матерью. Поэтому услышанное стало для нее ударом.

Но это еще были цветочки по сравнению с тем, что Светлане Сургановой пришлось пережить в конце 90‑х и начале нулевых. У нее обнаружили рак, после нескольких операций ей так и не смогли полноценно восстановить все функции организма. Драматизм ситуации заключался в том, что она скрывала от окружающих истинное положение вещей и ездила на гастроли с «Ночными снайперами» на равных с остальными. Узнавая теперь натуралистические подробности, которыми сопровождались эти поездки, невольно содрогаешься.

В какой-то момент семейная хроника в книге мало-помалу начинает уступать место полноценной музыкальной биографии «Ночных снайперов» периода участия в группе автора и зарождению «Сургановой и Оркестра». Вот тут уже не обойтись без сравнений с составленным Михаилом Марголисом жизне­описанием Дианы Арбениной «Редкая птица». Версии знакомства от обеих ключевых участниц группы более-менее совпадают друг с другом, равно как и описание их магаданской эпопеи начала 90‑х. Правда, что касается последней, Диана Арбенина чаще вспоминает какие-то курьезные случаи вроде опрокинутой в непростые времена кастрюли с куриным супом, а Светлана Сурганова заостряет внимание на том, как трудно было установить контакт с арбенинскими родителями. Вообще Сурганова намного откровеннее в том, что касается ее личных взаимоотношений с бывшей компаньонкой…

Кардинально расходятся обе певицы в оценке раннего «снайперского» творчества. Если Арбенина разносит сейчас его в пух и прах, то Сурганова оценивает эти песни крайне высоко. С дотошностью хроникера она описывает первую звукозаписывающую сессию в студии, действуя порой в ущерб увлекательности повествования. Первый электрический альбом «Ночных снайперов» «Рубеж», который Арбенина выставляет в «Редкой птице» каким-то своим позорищем, Сурганова считает настоящим прорывом. А вот последний их диск «Цунами», воспринимаемый Арбениной в качестве эталона звучания, ее оппонентка подвергает во «Все сначала!» скрупулезной критике, граничащей порой с мелкими придирками.

Светлану Сурганову можно понять с учетом изложенных в книге подробностей ее вытеснения (иначе и не скажешь) из «Ночных снайперов». Диана Арбенина поменяла круг общения, стала задвигать ее на записях, а порой даже «забывала» позвать на очередной концерт. Тут бы впору пожалеть Сурганову, но описанные ею предшествующие пьяные гастроли вряд ли способствовали укреплению ее и без того расшатанного здоровья. Так что создание собственного проекта «Сурганова и Оркестр», который, вопреки ожиданиям, был воспринят на ура, можно расценивать как настоящее спасение.

Источник: «Учительская газета»